Эмпатия – это способность человека сопереживать и видеть мир глазами другого человека. Это обозначает, что Вы понимаете чувства и эмоции других людей, вовремя сможете оказать им поддержку и помощь в кризисных ситуациях. В отличие от умственных способностей и внешней привлекательности, которые в значительной мере генетически определены, умение сопереживать наоборот приобретается через социальный опыт.

Зачем нам нужна эмпатия?

По многочисленным исследованиям, выявлено, что эмпатийные люди лучше учатся в школе, быстрее приспосабливаются в различных социальных условиях подростковой и взрослой жизни, успешнее достигают карьерного роста.

А вот ещё несколько преимуществ эмпатии:

  • Объединяет коллектив: проявление интереса и понимание того что чувствуют сотрудники, со временем приводит к доверию, взаимно сотрудничеству и повышению эффективности работы.
  • Внутренняя гармония самим собой: проявление эмпатии раскрывает личностный потенциал и помогает преодолевать стресс и негативные эмоции, тем самым улучшает психофизиологическое состояние человека.
  • Понимание, каким я есть на самом деле: в глазах окружающих мы будем выглядеть лучше, если будем осознавать, как, что и кому следует говорить. «Я не понимаю, как можно всегда опаздывать». «Я не понимаю, как можно быть не таким, как я». Человек с развитым чувством эмпатии скажет: «А я понимаю…..»

Как развивать в себе эмпатию?

  1. Научиться принимать и понимать собственные чувства. Так если на совещании при обсуждении нового проекта или решений производственных вопросов. Мы говорим, что думаем и чувствуем то же самое, что и коллеги, но не уясняем то же самое – это радость или зависть? Разочарование или гнев?
  2. Эмоционально заразить коллектив собственным примером, постоянно подчеркивать важность эмпатии для развития компании. В последствии эмпатия воспринимается как социальная норма поведения. И тем самым, закрепляет командный дух, увлеченность и верность компании. Также можно разработать миссию компании, где коренным постулатом будет своевременное проявление чуткости и заботы внутри коллектива каждому сотруднику.
  3. А можно позвать нас, вовремя тимбилдинга мы рекомендуем проводить ряд упражнений на развитие эмпатии. Вот одно из них:
  • Понимание эмоций своих и чужих
    • Упражнение состоит из двух этапов, в первом следует закончить предложение со слов: «Я чувствую, испытываю…», за которым следует эмоция. Например: «Я испытываю радость, когда вижу своего коллегу, после выходных», «Я чувствую себя грустным, когда не успеваю выполнить план работы». Важно отличать эмоции от мыслей, в том, что мысль – это идея и предположение, а эмоции — ощущения.
    • Второй этап, найти себе пару и продолжить ряд предложений, опираясь на шаблон: «Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?», но для этого нужно попросить партнёра рассказать о последнем эпизоде жизни, которое вызвало ряд эмоций.

Например: Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова. Эмпатический ответ в этом случаи: «Ты чувствуешь себя грустным из-за того, что с тобой никто не разговаривает, и тебе не с кем поделиться? Я прав?»

 

Следовательно, проявлять эмпатию на работе, в личной жизни, вовсе не означает быть добросердечным или жалостливым. Скорее, это соблюдение правила ирландского писателя Бернарда Шоу: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой»

Если остались вопросы, о том, как развить эмпатию в коллективе то пишите нам на почту:

info@dream-team.kz

Черненко Алёна, тренер по командообразованию компании Dream-team
www.dream-team.kz